В Школе Коллайдера прошла лекция по робоэтике

Вторник, 22 ноября 2016 г.
В Школе Коллайдера прошла лекция по робоэтике

Роботы перестали быть фантастикой, но мы до сих пор не знаем, как наладить с ними взаимодействие. Ответить на эти вопросы пытается научная дисциплина — робоэтика. О ее принципах слушателям Школы Коллайдера рассказала Надежда Зильберман, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики.

Как ни странно, но роботу нужно решать сложные моральные дилеммы, которые и человека ставят в тупик. Как в известной «дилемме вагонетки»: куда направить стрелку поезда, на путь, где лежит один человек, или туда, где жертв будет пять? Сегодня беспилотные автомобили должны решать, как поступить, если нужно выбирать между травмой пассажира в транспорте и пешехода. 
А как относиться к роботам – социальным партнерам – сиделкам, официантам, помощникам в быту? Как к технике или к живым существам? 

Надежда Зильберман рассказала о научном исследовании: участникам предлагали поиграть с роботизированной игрушкой-динозавром, а потом ударить его и даже отрубить голову. Обезглавить динозавра согласился только один испытуемый. Когда исследователи проанализировали мозговую активность, оказалось, что у человека работают одинаковые участки мозга, когда он общается с животными и взаимодействует с похожими на них роботами. 

Какие эффекты будут, если использовать роботов для воспитания и обучения детей, общения с ними? Сложный вопрос.

Такие спорные ситуации с роботами уже становятся нашей повседневностью.

Как будут развиваться отношения робота и человека? Можно ли к неживому существу относиться негуманно? Можно ли привлечь робота к ответственности? На эти и другие вопросы людям предстоит ответить не в будущем, а уже сегодня.